В чем разница между Ветхим и Новым Заветом.

Сегодняшние христиане понимают, что вне Завета спасения быть не может. А потому многие гордятся тем, что принадлежат той или иной церковной организации и думают, что простого крещения достаточно, чтобы быть дитем Божиим, и что для спасения достаточно просто креститься, и числиться в списках именно конкретной организации. По их мнению, Бог просто обязан их спасти, только потому, что они искупались во имя Отца и Сына и Святого Духа. Они называют это заключением Завета. Но если бы они знали, что такое Завет, как он заключается и что значит находиться в отношениях Завета, то их гордости существенно поубавилось бы, и спор об организациях немного поутих бы.

Я призываю вас оставить многолетние споры о том, чья церковь лучше, многочисленнее,  чья церковь больше прав имеет называться первоапостольской, или каким либо другим красивым названием. Потому как библия говорит, что Бог спасает ни тех, кто принадлежит к какому-либо обществу, движению или организации иначе все израильтяне были бы спасены, ни тех, кто признает историческое наследие каких либо церквей или доктрин, так как это сделало бы Бога должником перед грешниками, но тех людей, кто выстраивает с Ним правильные отношения.

Я приглашаю вас внимательно исследовать Священное Писание, чтобы увидеть: кого Бог называет народом Своим, кого Он ведет в это последнее время, какой была первоапостольская церковь, и есть ли сейчас на земле в нынешнем мире среди множества течений, направлений и церквей, люди которых Бог считает Своей церковью?

По поводу Завета хочу обратить внимание на одно очень интересное библейское пророчество, указывающее на народ Божий последнего времени: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более»  (Иер.31:31-34). Изучая это пророчество, постараемся ответить на ключевые вопросы.

 

Кто заключает Завет?

Сегодня мы привыкли слышать такие высказывания: «Мы заключили с Богом Завет! А вы заключили с Ним Завет?» Но это не правильно.

Именно Бог заключает с человеком Завет спасения. Он говорит: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет». Здесь мы видим, что не человек заключает с Богом Завет, но Бог заключает Завет с человеком. Являясь Богом отношений, Он говорит: «Я заключу новый завет, Я спасу вас от греха, Я соберу вас из всех народов, Я ищу овец Моих, Я творю все новое, Я вложу в вас Дух Мой и сердце новое дам вам».

Человеку нечего предложить в Завете Богу, и он не может выдвигать Богу никаких условий. Бог предлагает нам спасение, и Он диктует условия человеку, на которых это спасение будет возможно. Поэтому только Бог может заключить с человеком Завет спасения, а не человек с Богом.

Итак, разобравшись в этом вопросе, мы переходим к следующему.

 

Что такое завет?

Завет это завещание, в которое мы вступаем, соблюдая условия: «вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь»  (Евр.8:10). Завещание – это, то богатство, которое переходит от завещателя к наследникам, после смерти завещателя.

  • Что входит в наследство и откуда оно берется?  (Зарабатывается).

В наследство входит то, что принадлежало человеку при жизни, все, чем он владел до самой смерти. Все это должно было быть приобретено честным путем, на законных основаниях.

Иисус родился в человеческом облике для того чтобы заработать нам спасение и пошел на смерть чтобы честным путем завещать нам все это. В завещание Христово входит: праведность, то есть способность ходить в заповедях Господних, жизнь вечная и оправдание, близкие отношения с Отцом, высокое положение во вселенной, Дух Святой и Его дары, победу над грехом, восстановление в правах и положении и многое другое, чем Он владел при жизни на земле. Никто не может обвинить Его в незаконном приобретении этого богатства, или не в правомерности передачи всего этого Своим наследникам.

  • Наследство действительно только после смерти завещателя.

«Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив. Почему и первый [завет] был утвержден не без крови»  (Евр.9:16-18).

Пока завещатель жив, все, что он имеет, принадлежит ему самому. Он может что-то дать во временное пользование, что-то подарить, кому захочет, что-то оставить себе, изменить или отменить свое завещание вообще.

После смерти завещателя никто не вправе изменять завещание: прибавить, убавить или отменить. «Братия! говорю по [рассуждению] человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет [к нему]»  (Гал.3:15).

  • Принадлежит прямым наследникам: сыновьям и дочерям.

В наследство не может вступать кто угодно, но только тот, кому оно завещано, а именно – дети. Унаследовать жизнь вечную, не будучи наследником и не вступив в завещание, никто не может. Не став Иудеем по духу ты не можешь вступить в Завет, так как не став дитем Божиим ты не можешь стать участником Его завещания. Сначала рождение свыше​, потом вступление в наследство.

«Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться»  (Рим.8:14-17).

«Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся (погрузившиеся), во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники»  (Гал.3:26-29).

  • Что нам делать с этим завещанием (положить на полку или вступить в наследство, воспользоваться им)?

Мы можем наследовать дворец, но прожить оставшуюся жизнь в сарайчике. Мы можем наследовать миллионы, но умереть с голоду так и не воспользовавшись ими. Мы можем не знать о завещании: что нам завещано, как его получить, или не решиться воспользоваться им. Мы можем быть обмануты и променять его на что-то менее ценное. А можем воспользоваться завещанием, вступить в наследство и жить полной и счастливой жизнью во Христе Иисусе.

  • Вступить в наследство можно только через суд.

Суд контролирует процесс вступления в наследство, и никто не сможет обвинить Божьего сына или дочь в незаконном владении им. Кто же не воспользовался этим завещанием, и не воздал Ему благодарностью за все Его дела, тот открыто пренебрег подарком Бога, Его жертвой и всеми Его усилиями, а потому получит по заслугам, то, что он избрал. Ангел, предупреждая нас, говорит «громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его» (Откр.14:7). Успейте вступить в наследство.

  • Завет это клятвенный договор, заключенный между Богом и человеком построенный на условиях его соблюдения.

«Соблюдайте же слова завета сего и исполняйте их, чтобы вам иметь успех во всем, что ни будете делать. Все вы сегодня стоите пред лицем Господа Бога вашего, начальники колен ваших, старейшины ваши, надзиратели ваши, все Израильтяне, дети ваши, жены ваши и пришельцы твои, находящиеся в стане твоем, от секущего дрова твои до черпающего воду твою, чтобы вступить тебе в завет Господа Бога твоего и в клятвенный договор с Ним, который Господь Бог твой сегодня поставляет с тобою, дабы соделать тебя сегодня Его народом, и Ему быть тебе Богом, как Он говорил тебе и как клялся отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову. Не с вами только одними я поставляю сей завет и сей клятвенный договор, но как с теми, которые сегодня здесь с нами стоят пред лицем Господа Бога нашего, так и с теми, которых нет здесь с нами сегодня»  (Втор.29:9-15).

И опять мы видим, что человеку нечего предложить Богу, ему остается лишь вступить в Завет, в клятвенный договор который Господь Бог поставляет с ним: «чтобы вступить тебе в завет Господа Бога твоего и в клятвенный договор с Ним, который Господь Бог твой сегодня поставляет с тобою»  (Втор.29:12).

Бог предлагает или заключает Завет, человек же вступает в Завет как в наследство.

 

С кем заключен был Новый Завет?

Некоторые заявляют, что Ветхий Завет был заключен с евреями, а Новый с язычниками. Данное учение, как и учение о воскресном дне было придумано теми, кто не захотел полностью оставить беззаконие и, возненавидев Иудеев, старался отмежеваться от них. Может быть, язычникам этого и хотелось бы, но Бог этого никак не подтверждает. Он говорит, что заключает Новый Завет именно «с домом с Израиля и с домом Иуды» (Евр.8:8). Новый Завет никогда не заключался с язычниками.

И действительно взирая на историю, мы видим, что все Апостолы, с которыми Христос заключил завет, и Сам Иисус, были Израильтянами. Так же мы видим, что даже после смерти Христа, христианами еще в течение трех с половиной лет становились исключительно Израильтяне. Вплоть до самого побиения Стефана камнями, проповедь Евангелия в первую очередь обращалась исключительно к Иудеям, и все крещеные в это время были из Израильтян, не было ни одного крещеного язычника.

А это значит, что язычники, которые позже стали присоединяться к народу Божьему должны были принимать те же условия Завета, которые Бог предложил, заключая Новый Завет «с домом Израиля и с домом Иуды» (Евр.8:8). Другого Завета просто не было. Бог никогда не заключал Завета с язычниками. Они могли присоединиться только к существующему Завету, а значит, принимая Закон Божий как основание этого Завета.

Для того чтобы стать христианином Иудеям достаточно было принять Христа своим Господом и Спасителем. Другими словами христиане это не язычники отвергающие Закон Божий, но Израильтяне, принимающие Христа.

Не случайно Христос посылает Своих учеников возвещать Евангелие начиная с Иудеи потом Самарии и только потом до края земли. «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8).  Почему потому что евреем недоставало всего лишь принять Христа, Самарийцев необходимо было больше просвещать, а язычников необходимо было обучать всему заново.

Писание говорит что Израиль не сразу после смерти Христа перестал быть Божьим народом, но еще половину седмины, то есть три с половиною года Бог принимал их как Свой народ.

Писание говорит: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя"»  (Дан.9:24-27).

Лишь после того как весь Израиль в лице духовных лидеров своего народа отверг христианство и приговорил Стефана к побиению камнями, проповедь Евангелия была направлена к язычникам, чтобы они перестали быть язычниками, уверовали в настоящего Бога, и обрели спасение, на общих с Израилем основаниях. Это случилось спустя три с половиною года после того как Новый Завет уже был заключен с народом Божиим, и кровь Христа пролилась для заключения этого Завета. Поэтому, только принимая все условия Завета, который Бог заключил с «домом с Израиля и с домом Иуды» язычники могли присоединиться к народу Божьему и войти в число спасенных.

Писание показывает, что во времена Ветхого Завета язычники так же могли присоединяться к народу Божьему, принимая все условия на которых Бог принимает человека, и становиться как природный житель Израиля, рассчитывая на тоже благословение, что и Иудеи. «Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: "Господь совсем отделил меня от Своего народа"»  (Ис.56:3) – говорит Господь. «И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов»  (Ис.56:6,7).

Мы видим, что из Египта вышли не только Израильтяне, но и египтяне, которые присоединились к Божьему народу. Так же мы читаем, что Раав, никогда не принадлежавшая к народу Израильскому, вошла в число народа Божьего и даже в родословие Иисуса Христа. Руфь – моавитянка тоже стала полноценным участником народа Божьего и тоже вошла в родословие Иисуса Христа.

Мы так же видим, что Бог заключал Завет не исключительно с евреями, но в их лице и со всем человечеством: «Все вы сегодня стоите пред лицем Господа Бога вашего, начальники колен ваших, старейшины ваши, надзиратели ваши, все Израильтяне, дети ваши, жены ваши и пришельцы твои, находящиеся в стане твоем, от секущего дрова твои до черпающего воду твою. Не с вами только одними я поставляю сей завет и сей клятвенный договор, но как с теми, которые сегодня здесь с нами стоят пред лицем Господа Бога нашего, так и с теми, которых нет здесь с нами сегодня»  (Втор.29:10-11;14-15).

Но на каких условиях язычник мог присоединиться к народу Божьему в Ветхом завете? На общих условиях, на тех которые были даны Богом при заключении Завета: соблюдение заповедей, принятие Бога живого, знак Завета, то есть на общем основании, которое было дано Божьему народу. Только на этом основании человек из языческого народа мог стать Божьим народом и по праву считаться Израильтянином.  Он не мог прийти со своими законами, со своим богом, и поселившись в Иудее утверждать, что теперь он является Иудеем. Нет! Он должен был принять все то, что было дано Богом народу Израильскому.

Так же и в новозаветное время, люди желающие присоединиться к народу Божьему, должны принять условия Нового Завета, те условия, которые Бог провозгласил, заключая завет с «домом с Израиля и с домом Иуды»: «вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом».

Но о каком законе идет речь? И что стояло во главе Завета заключаемого Богом с народом Израильским? Ответ на эти вопросы так же поясняется в Библии: «и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях»  (Втор.4:13). «Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака громогласно, и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне»  (Втор.5:22). Десять заповедей Закона Божьего которые Бог Самолично провозгласил и записал на двух каменных скрижалях являются непреложным основанием Завета.

 

Что Новое? Новый Закон или Новый Завет?

Сегодня многие христиане говорят, что Бог заключил с нами Новый Завет и поэтому мы свободны от Закона. И если в Ветхом Завете люди должны были соблюдать Закон Божий, то в Новом Завете мы уже свободны от Закона Его. Но заметьте, что Бог заключает не новый Закон, а Новый Завет!

В библии не существует такого понятия как «Ветхий Закон Божий». Такое понятие придумано теми, кто хочет Закон и Завет объединить в одно понятие и избавиться от него. Но стараясь избавиться от Закона Божьего, они становятся не только вечными грешниками (случайно или неосознанно нарушающими Закон), не только преступниками Закона (сознательно преступающими его и идущими на преступления), но еще и беззаконниками (отвергающими Закон Божий). Разве не это всегда стояло первоочередной целью сатаны и беззаконников?

Итак, мы видим, что при заключении Нового Завета, Бог не объявляет какой-либо новый закон, но говорит, что тот же, самый Закон Его — десятисловие остается неизменным, но будет иметь уже совсем другое положение для человека: «вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его». Так как написан этот Закон Божий теперь будет «не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца»  (2Кор.3:3).

Но если и в том и в другом случае стороны при заключении Завета остаются одни и те же (Бог и народ Израиля), основание Завета также остается прежним, потому что именно тот же самый (Закон Божий), который Бог дал Израилю, Он всегда желает вложить в сердца верующих и в мысли их (Евр.8:10) как и в прошлый раз (Втор.6:6), то чем же таким существенным отличается один Завет от другого, что делает Вечный Завет – Временным, Новый Завет  – Ветхим?  Разница между двумя этими Заветами заключается в самом заключении, а именно в клятве Завета, которую они нарушили. 

Чтобы полнее понять это, необходимо ответить на следующий вопрос.

 

Почему потребовалось заключение Нового Завета?

Пророк говорит, что Бог заключает со Своим народом Новый Завет. Но зачем понадобился Новый Завет, и для чего нужен был Ветхий, несовершенный Завет, который имеет кучу недостатков: так как «если бы первый [завет] был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому»  (Евр.8:7). Почему Бог сразу не заключил Новый или Вечный Завет, зачем понадобилось заключать Ветхий или Временный Завет, по которому никто не может иметь спасения, и который в конечном итоге подлежит уничтожению? Ведь «Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению»  (Евр.8:13).

Я заключаю с Израилем Новый Завет, «потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь»  (Евр.8:9). Новый Завет – это «не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской» (Евр.8:9). «Тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь» (Иер.31:31-34).

Сатана стремится оболгать Бога, дескать, Совершенный Бог подсунул бедному человеку несовершенный Завет спасения, который никого не мог спасти. Но так ли это? Предлагал ли Бог человеку вступить в Ветхий Завет или Он не имеет отношения к чему-либо несовершенному?

Бог никогда не предлагал человеку Ветхий Завет, так как Он не может подсовывать нам ничего плохого или не совершенного. Он всегда предлагал человечеству Вечный Завет, Ветхим его сделали люди, заменив Божье обещание своим.

Что бы разобраться во всем этом нужно, взглянуть на то, каким образом принимался Завет.

При заключении Завета в первый раз Бог сказал через Моисея: «слушай, Израиль, постановления и законы, которые я изреку сегодня в уши ваши, и выучите их и старайтесь исполнять их»  (Втор.5:1). Далее идет перечисление  десяти заповедей Закона Божьего.

Требовал ли Бог безукоризненного исполнения заповедей? Нет!

Бог понимал, что мы не можем исполнить закон своими силами, да этого и не требовалось. Он не требовал от них безукоризненного исполнения заповедей, так как знал, что это невозможно, как невозможно сердечнику перенесшему инфаркт, подтасовать симптомы здорового сердца. Бог понимал, что мы будем падать ошибаться, а потому сказал «старайтесь исполнять их». Но люди в ответ на Божьи условия сказали Моисею: «приступит и  слушай всё, что будет говорить тебе Господь Бог наш, и пересказывай нам все, что будет говорить тебе Господь Бог наш, а мы будем слушать и исполнять» (Втор.5:27).  Другими словами они пообещали Богу исполнить всё, что Он им предлагает. 

Бог, предлагая Завет спасения, дает заповеди Закона и просит людей стараться исполнять их. А в ответ Он слышит от человека: Ты говори нам, что Тебе нужно, а мы будем исполнять, а дальше еще хуже, они говорят: все, что Ты сказал нам, мы исполним.

И вот сейчас я хочу спросить вас: Силен ли Бог исполнить обещание Свое?

Он обещал: «И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом»  (Иез.11:19,20).

Бог говорит: Я сделаю то, «что вы будете ходить в заповедях Моих»  (Иез.36:26,27), как в одежде, «и уставы Мои будете соблюдать и выполнять».  И для этого Я «дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой» Он говорит: Я сделаю это! Старайтесь исполнять заповеди, и Я спасу вас.

В ответ на это Израильтяне говорят: мы все исполним, и Ты спасешь нас. Но силен ли человек, исполнить свои обещания? Человек слаб, и не в силах исполнить свои обещания. Поэтому Бог говорит: «не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою … дабы вам не подпасть осуждению»  (Иак.5:12).

Завет, построенный на обещании Бога – это Вечный Завет, потому что у Бога ни одно слово не проходит бесследно и не звучит напрасно, но всегда исполняется. А Завет, построенный на обещании человека – временный и потому он назван Ветхим Заветом, потому что человек не может исполнить того, что обещал.

Фактически Бог предлагал им Новый Завет – Вечный Завет спасения, но когда Израильтяне поклялись исполнить все, что им говорит Господь, то этим самым они заключили с Богом Ветхий Завет, условия которого они не в состоянии были соблюдать.

Всякий кто, когда либо будет спасен, будет спасен не по своим делам закона – по ветхому завету, но по вере в обещание Бога – а значит по Новому Завету. А теперь скажите, может ли Моисей своими последующими делами оправдать свой предыдущий грех, и благодаря какому Завету будет спасен Енох, Ной, Даниил, Давид и т.д. Все искупленные от земли будут спасены, не по делам праведности которые они бы сотворили, но по вере в великую милость Божию.

По какому Завету будут спасены люди, жившие во времена Ветхого Завета, по Новому или по Ветхому? По-новому!  По тому, который всегда Новый! По Вечному Завету! Давид, Авраам, Моисей, Илия, будут спасены по Вечному Завету, по Завету который основывается на обещании Бога. Не потому что они исполнили заповеди. Каждый из них не исполнил заповеди, «потому что все согрешили и лишены славы Божией»  (Рим.3:23). Поэтому они не могут на основании соблюдения заповедей быть спасены, но спасаются, доверяя обещанию Бога, они старались соблюдать заповеди Божии.

Могут ли сегодня люди заключать с Богом Ветхий Завет? Заключение Ветхого Завета это действия далекого прошлого или у нас так же остается опасность вступать с Богом в отношения Ветхого Завета?

 

Как разница в обещаниях влияет на спасение?

«все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона».

«А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою — ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, — дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою. Братия! говорю по [рассуждению] человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет [к нему]»  (Гал.3:10-15).

В этом стихе ключевыми словами являются: «делами», «клятвою», а также то что «законом никто не оправдывается», но «верою».

В Писании Закон совершенный сравнивается с зеркалом: "Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии. (Иак.1:22-25).

Зеркало нужно нам для того, чтобы увидеть то, что без него увидеть мы не в состоянии. Тоже самое Павел говорит и про закон: " я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай". (Рим.7:7). Но кому из нас придет в голову умываться зеркалом? Здесь мы понимаем, что зеркало не может нам помочь избавиться от грязи на лице. Зеркало указывает нам грязь на лице и направляет нас к умывальнику. Но из-за этого мы не приуменьшаем его важность. Почему же с законом дела обстоят иначе? Закон как и зеркало всего лишь указывает на грех и и показывает нужду в очищении, направляя нас ко Христу Который Единственный может избавить нас от греха. Но если мы уничтожим закон (все равно, что уничтожим зеркало), то как в следующий раз мы увидим грех?

А если мы не увидим грех, то и нуды в очищении ощущать не будем. Так бывает со всяким потерявшим совесть. Он грешит и не понимает, что виноват, потому что не признает закона.

Итак, мы видим: человек оправдывается не делами закона, потому что уже согрешил и виновен, но завещанием Бога – праведностью Христа, которую получает в наследство, чтобы впредь ходить по заповедям Господним.

Разница между Ветхим и Новым Заветом, это разница в обещаниях, она побуждает нас по-разному смотреть на Бога и относиться к Нему. Это как разница между спасением своими делами: попытками оправдаться соблюдением заповедей по сравнению с оправданием по вере в обещания Бога.

Ветхий Завет — это людской Завет, он всегда был ветхим потому, что заключался посредством людского обещания. Но человек не в силах выполнить своих обещаний, а потому нарушая их, человек стал смотреть на Бога как на Судью карающего и избегать Его.

В Новом Завете, Сам Бог обещает нам спасти нас, если мы будем стараться соблюдать заповеди Его. И Бог силен, исполнить свои обещания. А потому согрешающий уже смотрит на Бога ни как на Судью карающего, а как на Того Кто может помочь ему стать способным соблюдать заповеди Бога, Как на друга и помощника и идет к Нему за помощью. 

К сожалению и сегодня многие заключают с Богом Ветхий Завет, пытаясь заработать оправдание в своих грехах своими же делами вместо того что бы принять этот дар от Бога доверяя Его обещаниям. Когда человек старается своими силами заслужить спасение он пытается жить по Ветхому Завету.

И теперь, когда он пообещал, то должен исполнить свои обещания, но это у него не получается. Он где-то споткнулся, сорвался, упал, как же теперь в таком случае он смотрит на Бога? —  Как на жестокого, как на тирана, как на того, который так и смотрит за человеком, где же он согрешит, чтобы его наказать.

Поэтому человек спешит принести жертву, чтобы откупиться от Бога. Он Бога старается избегать. Он боится и ужасается Бога, и смотрит на Бога как на жестокого владыку.

Это все равно как если бы начальник попросил меня говоря: У тебя хоть и сдельная оплата труда, но постарайся приходить вовремя на работу. А я бы ему пообещал: за такие деньги, да ни за что в жизни я не буду опаздывать, и завтра, чтобы ни случилось, буду вовремя. Но вдруг случились не предвиденные обстоятельства: в пробке застрял, может быть, машина сломалась, а может еще что-то, и я опоздал.  В расчете на мое обещание начальник прождал меня несколько часов и потерял драгоценное время, но не сказал мне, ни слова. Зная об этом, как я начинаю смотреть на своего начальника?

Что же теперь делать народу Израильскому после заключения с Богом Ветхого Завета, после того как они пообещали Богу исполнить все что Он говорит им? Ведь исполнить то они его оказываются не в состоянии. Кто теперь от этого обещания их избавит? Должен найтись кто-то кто в лице Израильтян, от лица человека исполнит эти обещания и таким образом освободить их от этого обещания.

Это как если бы я пообещал обратившемуся ко мне за помощью знакомому, завтра принести ему 10000 рублей, но не смог: подвернул ногу, заболел, жена потратила те деньги, на которые я рассчитывал. Что в таком случае нужно для того чтобы избавить меня от моего обещания, освободить меня от него? Нужно чтобы нашелся кто-то, кто от моего имени принес бы ему эти деньги. Так ведь. Вот только тогда я буду свободен от этого обещания.

Чтобы заключить с ними Новый Завет Бог освобождает их от Ветхого Завета. Иисус стал за них клятвою Завета. Чтобы избавить их от клятвы закона, Христос должен был от их лица исполнить этот закон и освободить их от этой клятвы, чтобы потом предложить им лучший Завет. 

Именно поэтому Христос стал человеком и от лица человека написано Он исполнил Закон. В другом месте написано: Он стал за нас клятвою Закона. Какой клятвою? Той клятвою, которою они клялись. Он пригвоздил все то временное ко кресту, и освободил нас от клятвы Закона.

«Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою»  (Гал.3:13), «и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту»  (Кол.2:13,14).

Итак, Христос исполнил ту клятву, которую дают  люди каждый раз, когда пытаются взять спасение в свои руки, и освободил нас от клятвы Закона. Для чего? Для того что бы мы теперь жили по Новому, по вечному Завету, где мы могли бы основываться на обещании Бога спасти нас.

«Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит»  (2Кор.3:6).

Бог говорит: «вот заключаю с домом Израиля и с домом Иуды новый завет». И теперь «не тот Иудей, кто [таков] по наружности, по обрезанию таков,  кто таков по плоти. Но [тот] Иудей, кто внутренно [таков]», кто по духу Иудей  (Рим.2:28,29). И именно этот народ является народом Божиим – Израилем. Израэль – означает победитель Божий. Именно они являются победителями.

 

Как заключается Завет?

На каких условиях предлагается Новый Завет? Или он является безусловным?

 «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом»  (Иер.31:33).

 «Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом»  (Евр.8:10).

После, какого действия, по словам Бога, мы становимся Его народом и можем рассчитывать на завещание? После того как мы позволим Богу вложить Закон Его в мысли наши и в сердца наши. Только после этого мы становимся Божиим народом, а он становится Богом нашим, и никак не до этого. Только это действие является заключением Нового Завета.

И если смерть Христа – это средство заключения Завета, то Закон Божий – это основа или условия Завета.

Завет не считается заключенным, если не приняты или не соблюдены условия Завета.

 

Что значит выражение: «вложу закон Мой в мысли их»?

Мы уже читали, что при заключении Завета Бог не требовал от Иудеев безукоризненного соблюдения заповедей Закона, который Он дал, но сказал им: «выучите их и старайтесь исполнять их»  (Втор.5:1).

Итак, чтобы Его закон, появился в наших мыслях, что необходимо сделать? В первую очередь необходимо выучить его. Если мы их не выучим Его заповеди, то от сырости они там не заведутся. Откуда им появиться там, если мы их не выучим? Поэтому это единственное что Бог просит выучить наизусть, и Он не дает оговорки ни малым, ни старым, ни тем, кто занят. Бог говорит каждому: «выучите их и старайтесь исполнять их».

Ну, хорошо, предположим мы выучили эти заповеди. Можно ли теперь сказать что они уже в наших мыслях? Еще нет! Есть много людей, которые знают Закон Божий наизусть, но при этом замышляют зло и коварство. Что при этом находится в их мыслях? Закон Божий или беззаконие?

Давид пишет: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так — нечестивые; но они — как прах, возметаемый ветром. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет»  (Пс.1:1-6).

Итак, о чем размышляет праведник? О Законе Господа! Когда он размышляет о нем? Только утром и вечером? Нет! Он размышляет о нем все время: и день и ночь.  Только тогда этот человек становится блажен, то есть счастлив, когда в его мыслях постоянно присутствует Закон Божий.

Христос недаром подчеркивает, что когда Он явится, положение на земле будет такое же как и во времена перед потопом, и «как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого»  (Матф.24:37).

Какое необычное состояние у людей было перед потопом? То что они ели, пили, женились и выходили замуж, не думали – как говорят многие, это было всегда. Но есть кое, что чего не было никогда, но было только перед потопом и, то же самое будет перед пришествием.

«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время»  (Быт.6:5).

Когда ни возьми этого человека в любое время, во всякое время, в его мыслях только зло, и в его сердце тоже зло. Такое же состояние, по словам Христа, будет у людей, при Его втором пришествии. У людей в мыслях и в сердце будет одно зло. А у народа Божьего в мыслях и в сердце будет Закон Божий. В этом и будет заключаться разница между народом Божиим и всем остальным миром, между спасаемыми и теми, кто подлежит уничтожению.

Поэтому только когда мы размышляем о Законе Божием, только тогда Его заповеди, можно сказать, находятся в наших мыслях. Что бы мы ни делали, мы думаем о Боге, о Его принципах жизни, о Его характере, о Его святости, мы размышляем над заповедями Божьими.

Давид пишет: «я восхищаюсь делами рук Твоих. Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!»  (Пс.91:5,6). «Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем»  (Пс.118:97). «Правда Твоя — правда вечная, и закон Твой – истина»  (Пс.118:142). «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения»  (Пс.118:165). «Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой — утешение мое»  (Пс.118:174). «О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих! Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои: я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей»  (Пс.118:5-7). «О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои»  (Пс.118:15). «Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим. Язык мой возгласит слово Твое, ибо все заповеди Твои праведны»  (Пс.118:171,172). В этих высказываниях мы видим восхищение, которое происходит у человека, когда он постоянно размышляет над Божьими Заповедями.

Ну, хорошо. Вот мы размышляем над Божьими Заповедями, но как они появятся в нашем сердце?

 

Как заповеди Божии могут появиться в нашем сердце?

Представим себе человека, который впервые украл. Судит ли его совесть? Да, и очень сильно.

Я помню, как совесть судила меня, когда я в первый раз украл. Это было, когда я был маленьким, и еще не ходил в школу. Мы с ребятами, нас было несколько человек, зашли в хлебный магазин. Там на веревочке возле лотков с хлебом, висели баранки с маком. И каждый по одной штучке разломал и спрятал в карманах. И я, глядя на всех, сделал то же самое. Пошел домой, а совесть судит – я места себе не находил. В конечном итоге, я выпросил у отца пять копеек, отнес их в магазин и отдал продавщице. Отдаю, а она спрашивает меня: чего тебе мальчик? Я отвечаю: баранку! Ну, бери, говорит она и смотрит на меня, ожидая моих действий. Я говорю: я ее уже взял! Она говорит: где? Когда ты взял? Я не вижу. Мне было стыдно, но я все же произнес: извините, но я ее уже и съел.

Но когда человек ворует уже не в первый раз, то совесть его притупляется, и человек начинает себя оправдывать, говоря: «все воруют, и я ворую», «государство меня обворовало, а я лишь забираю у него свое», «я беру лишь, то, что плохо лежит», или приводить какие-нибудь другие оправдания, для успокоения своей совести. Таких Писание называет людьми с сожженной совестью.

Чтобы восстановить утраченную совесть в сердце человека, необходимо сделать так, чтобы он захотел и снова начал стараться соблюдать заповеди Божии. Бог говорит: «старайтесь исполнять их»  (Втор.5:1).

Крещение это знак Завета – знак того что человек теперь старается поступать по совести и отдал себя в руки Бога, чтобы Бог работал над ним. Именно поэтому «подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа»  (1Пет.3:21).

Когда человек старается поступать правильно: день не ворует, неделю, месяц, а потом вдруг по привычке взял что-то чужое, что у него появляется вновь? Он вновь начинает слышать голос совести. Совесть – это голос Духа Святого, подсказывающий, как нужно поступать и как поступать не стоит, это Закон Божий, записанный в сердце человека. Как говорит Писание: «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую»  (Рим.2:14,15)!

Итак, когда Закон Божий считается записанным в сердце? Апостол Павел говорит: тогда когда совесть человека опять начала работать. Когда мы стараемся соблюдать заповеди Божии, они записываются в сердцах наших, и начинает работать совесть, другими словами, мы начинаем снова слышать голос Духа Святого. Вот когда мы становимся Божиим народом.

 

Как заключается Завет, и кто вкладывает в наши мысли и сердца эти заповеди?

Для спасения нужно не только наше желание исполнять волю Отца, Его Закон, но и Божественная помощь, чтобы избавить от силы греха.

 «Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом»  (Евр.8:10).

Именно Бог вложит в мысли и в сердце наше Закон Свой, именно Он сделает так что мы будем постоянно размышлять над заповедями Его и желать исполнять их. Он сделает так, что мы будем поступать по совести своей. Он говорит: Я сделаю эту операцию на вашем сердце:

«И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом»  (Иез.11:19,20).

Может ли человек сам себе сделать операцию по замене сердца? Нет! Он умрет! И потому Господь говорит: Я «возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будете соблюдать и выполнять»  (Иез.36:26,27).

Вообще Закон Божий звучит немного не так, как мы привыкли его слышать: не делай, не кради, не убивай. В языке оригинала он звучит так: не будешь убивать, не будешь прелюбодействовать, не будешь воровать. Другими словами Закон Божий звучит не в повелительных терминах, а в описательных, таких как: не будешь этого делать, и этого не будет у тебя и звучит как описание симптомов сердца здорового человека.

Это как, например врач говорит вам:  когда я заменю тебе сердце, ты не будешь иметь мешков под глазами, не будешь задыхаться при пробежке, не будешь иметь боли в груди, не будет у тебя кружиться голова, не будет сердце болеть.  Не будет у тебя всего этого недомогания, когда я вставлю тебе новое сердце.

Примерно тоже самое говорит Господь: Я «Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будете соблюдать и выполнять»  (Иез.36:26,27). И вы не будете иметь других богов пред лицом Моим, вы не будете воровать, убивать, лжесвидетельствовать, не будете желать чужого, поклоняться изображениям, и т.д. То есть у вас не будет всех проявлений греха.

А народ Израильский ответил Богу, по сути, говоря: «Ты нам опиши, каким должно быть «новое сердце», и мы свое попытаемся под эти описания подогнать». Но возможно ли больное сердце подогнать под описание здорового? Нет! Невозможно! Невозможно своими силами исполнить Закон. Невозможно своей греховной природою природой восстания против Бога, обрести способность ходить в заповедях Господних, то есть жить в согласии с Богом.  Только тогда когда Бог сделает в нас операцию по замене нашего сердца и вложит в нас Свой Дух, мы сможем иметь эти качества, и не будем иметь симптомов греха.

Не многие соглашаются на эту операцию: страшно ведь. И Бог не проявляя насилия, спрашивает нашего разрешения: «– вы хотите, чтобы Я сделал вам эту операцию?» Ну, кто ж не хочет: «–  хотим!», лишь некоторые заявляют что: «– не хотим». «– Ну не хотите Я не стану вам навязывать».

Но если вы хотите, то звучит второй вопрос: « – вы готовы?» И тут некоторые говорят: «– а может завтра, может быть чуть-чуть потом как-нибудь?» И это «потом» откладывается в долгий ящик и удивительным образом превращается в «никогда».

Но когда человек говорит: «– готов!», тогда Бог говорит ему: «– пошли» и проводит его через «горнило испытаний». Бог не обещал, что эта операция будет всегда приятной или безболезненной, но Он говорит что: « – в конечном итоге Я обещаю, что пройдя через все это с Моей помощью, вы будете иметь новое сердце, и вы будете Моим народом, а Я буду вашим Богом». И вот только этот народ является Божиим народом. Не все те, кто называет себя Божиим народом, являются Его народом. До тех пор пока они не согласились на эту операцию, пока они не дали Богу вписать Его Закон в их мысли и сердца, эти люди как бы они себя ни называли, не являются Божиим народом.

 

Подведем итог:

Завет – это завещание, которое предлагает человеку Бог.

Стороны заключения Завета – Бог и дом Израиля, дом Иуды.

Имущество Завета – жизнь вечная, оправдание, победа над грехом, способность ходить в заповедях Господних, близкие отношения с Отцом, высокое положение во вселенной, Дух Святой и Его дары, восстановление в правах и положении и многое другое, что принадлежало Христу при жизни на земле.

Условия Завета – Закон Божий записанный Богом в сердце и в мысли человека.

Средство заключения Завета – смерть Христа как завещателя.

Гарантия Завета – обещание Бога.

Крещение это знак Завета – знак того что человек теперь старается поступать по совести и отдал себя в руки Бога, чтобы Бог работал над ним.

Ветхий Завет – это людской Завет, он всегда был ветхим потому, что его исполнение строилось на людском обещании. Он отличается: соблюдением Закона по букве, своими силами. Мотивация – потому что должен, сдерживает человека от греха – запрет и страх наказания. Человек при этом остается рабом греха, а на Бога смотрит как на судью карающего.

Новый Завет – это Божий Завет, он всегда новый – Вечный Завет спасения, потому, что гарантией его исполнения является обещание Бога. Он отличается: соблюдением Закона по духу, Духом Божиим. Человек движим желанием исполнять волю Божию. В его сердце живет Христос, он рожден свыше от Духа Божьего и свободен от греха. На Бога смотрит как на друга и помощника.

Бог говорит: «– Я хочу сделать вам эту операцию, и я ее сделаю, если вы позволите, если вы согласны на нее». «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»  (Матф.11:28). «Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом».